Сергей Михайлович, почему терминал поменял свою специализацию, отказавшись от перевалки прежней номенклатуры грузов?
— С момента своего образования, почти 13 лет, предприятие занималось перевалкой уральских минеральных удобрений в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поставки которого ранее осуществлялись через прибалтийский морской порт Вентспилс. Восточно-Уральский терминал расположился на территории почти в 11 гектаров. Есть причал длиной 218 метров, способный принимать суда дедвейтом до 50 тысяч тонн. Перегрузочный комплекс примыкает к железнодорожной станции Находка-Восточная и имеет выставочные, грузовые и погрузочно-разгрузочные пути общей протяжённостью свыше трёх километров. Почти 13 лет предприятие возглавлял Юрий Михайлович ПАНКОВ, который внёс большой вклад в становление предприятия. На начальном этапе хорошую поддержку молодому предприятию оказывали бывшие руководители порта Восточного Геннадий ЖЕБЕЛЕВ и Леонид БОЧКОВ. Партнёрские отношения с этим предприятием у нас складываются и сегодня.
Когда на международном рынке минеральных удобрений сложилась кризисная ситуация, учредителями было принято решение полностью отказаться от экспорта этого груза и вплотную заняться перевалкой угля. В 2011 году на терминале произошли большие перемены: реконструированы подъездные железнодорожные пути, построена современная конвейерная линия, приобретены новые импортные манипуляторы-перегружатели, виброустройства для ускорения выгрузки и зачистки вагонов и другая специализированная техника, потому что прежнее оборудование и машины значительно поизносились. Согласитесь, перевалка калийных удобрений, да ещё в условиях морского климата — среда агрессивная. На проведение модернизации было направлено более 400 млн рублей и потребовалось около года. Сейчас у ВУТ новая специализация.
Оправдываются ли вложения в модернизацию и смену грузопотока?
— Благодаря проделанным мероприятиям значительно изменилась технология работы с навалочными грузами. В апреле прошлого года на причал стали поступать первые партии твёрдого топлива направлением в Китай, Японию и Корею. Вначале в среднем перерабатывали 35-50 тысяч тонн в месяц при норме 65-70. Постепенно объёмы наращивали. За май нынешнего года перевалка составила уже 180 тысяч тонн. Таких объёмов за 15 лет работы терминала не было никогда. Но и это не предел. Проектная мощность терминала 2,5 млн тонн в год, или 200-220 тысяч тонн в месяц. Статистика показывает, что в самые лучшие 2003-2004 годы терминал перегружал по одному миллиону тонн удобрений в год. Этот рубеж мы наметили преодолеть уже в текущем году, а в 2014-м планируем выйти на проектную мощность. Якутский и кузбасский высокоэнергетические угли, которые перерабатываем, пользуются очень высоким спросом на японском рынке. Поэтому перспективы роста и возможности для достижения поставленных задач есть.
С ростом объёмов, наверное, потребуется ещё одна модернизация.
— Думаю, что не одна. Этими вопросами мы занимаемся постоянно. В планах — приобрести ещё более мощные погрузчики, провести реконструкцию конвейеров, имеющиеся две судопогрузочные машины заменить на одну более мощную и современную. Время от времени посещаем московские выставки строительной техники. Последний раз наши представители находились там с 4 по 8 июня текущего года, заключили новый контракт на приобретение ещё нескольких единиц спецтехники.
Кстати, на протяжении 15 лет у нас сохраняются крепкие партнёрские отношения со Сбербанком, который кредитует абсолютное большинство финансовых проектов терминала. Сегодня мы позиционируем себя уже не как угольный, а как универсальный терминал, способный перерабатывать, кроме твёрдого топлива, такие инертные материалы, как щебень, песок, а также железорудный концентрат, кокс и др.
Сергей Михайлович, что означают на деле перемены в технологии перевалки угля?
— К качеству российского угля особенно строго сегодня подходит Япония. Там существует перечень определённых требований и стандартов, согласно которым это должны быть не только высокоэнергетические марки, но уголь должен быть без всяких посторонних предметов, необходимой фракции. Не секрет, что из российских разрезов он приходит зачастую «грязным»: в нём можно обнаружить куски катаной проволоки, гвозди, металлические ломы, кувалды, камни и пр. Чтобы удалить из него все примеси, на терминале организовано несколько степеней очистки.
Перед тем как попасть на конвейерную линию, уголь просыпается через специальные решётки. Если попадаются большие куски, они проходят сквозь дробильную установку и измельчаются до необходимой фракции. Здесь же выполняется магнитная сепарация, в процессе которой «изымаются» любые металлические предметы. Я как-то в шутку сказал своим сотрудникам, что скоро уже можно будет создавать музей из металлолома и прочих предметов, которые попадаются в угле. Недавно к нам приезжала японская делегация бизнесменов. Ознакомившись с технологией перевалки, они отметили, что, применяя данный способ сепарации у себя, мы продлеваем работоспособность не только своих конвейерных лент, но и оборудования зарубежных партнёров.
На метод выгрузки тоже хотелось обратить внимание. Примерно две трети угля выбирается грейферами, затем железнодорожные вагоны отправляются в разгрузочную галерею, открываются нижние люки, где с помощью виброустройств производится окончательная зачистка. Раньше выгрузка выполнялась исключительно грейферами, вагоны деформировались, приходилось выслушивать немало нареканий от партнёров. Теперь у нас самая низкая повреждаемость вагонов среди находкинских углеперерабатывающих компаний.
Вопрос хранения угля — один из главных в технологической цепочке...
— Восточно-Уральский терминал — пока единственное предприятие в России, имеющее крытые склады для хранения угля. Из общей площади складских помещений, рассчитанных на 230 тысяч тонн, в крытых складах одновременно можем хранить 160 тысяч тонн, или до 70 %. Это очень важный момент. Ведь когда уголь на открытых площадках причалов попадает под дождь, он не только становится влажным и образует комья, но и теряет свою энергетическую ценность.
Сегодня многие компании, работающие с твёрдым топливом, хотели бы иметь у себя такие крытые склады, чтобы сохранить его первоначальное качество и соответствовать экологическим требованиям. Но не все могут позволить себе это, потому что их строительство обходится, как говорится, в копеечку. На сегодняшний день отдельной платы с партнёров за хранение угля в крытых складах не берём. И всё же до передовых технологий нам ещё далековато.
А как поставлены на предприятии вопросы экологии и охраны труда?
— При закрытом способе хранения значительно меньше угольной пыли попадает в окружающую среду. При погрузке твёрдого топлива на суда используются специальные судопогрузочные машины, оснащённые пылеподавляющими устройствами. Зимой против пыли применяются снежные пушки, в другое время года — установки по искусственному орошению. Наше предприятие регулярно проверяют контролирующие органы, и если вдруг возникают какие-либо претензии, стараемся вовремя их устранить.
На должном уровне поставлены и вопросы охраны труда. По результатам работы в прошлом году Восточно-Уральский терминал награждён дипломом администрации Находкинского округа «За организацию системы управления охраной труда и создание на производстве здоровых, безопасных условий труда». Такие дипломы получили всего три из 11 находкинских компаний, занимающихся перевалкой угля. В обязательном порядке применяются средства индивидуальной защиты. Кто игнорирует эти требования, наказываются рублём. Почему так строго? Это вопросы не только здоровья сотрудников, но и прибыльности производства.
Сергей Михайлович, наравне с перевалкой угля у руководства терминала есть задумки построить комплекс по переработке зерна. На каком этапе этот проект?
— Он готов и уже прошёл государственную экспертизу. Ведутся переговоры с правительством Хабаровского края по выделению земельного участка под строительство комплекса в свободной портовой экономической зоне «Совгавань».
15 лет — юбилей серьёзный. О чём размышляет руководитель, встречая такую дату?
— Находке недавно исполнилось 63 года, для города возраст небольшой. Утверждён градостроительный план перспективного развития. Все мы обращаем внимание на ежегодное улучшение и обновление Находки. Для предприятия 15 лет — время юности. Но мы тоже чётко видим, что стоим на правильном пути. Намечены большие планы на будущее, есть перспективы роста производства. К моменту совершеннолетия, то есть 18-летию, планируем увеличить объёмы перевалки как минимум в три раза. И, думаю, поставленных целей достигнем.
Наш коллектив численностью 170 человек по-прежнему «боеспособный», способный решать любые задачи. Многие сотрудники, в частности главный энергетик Валерий ГРИБИНИЧЕНКО, главный механик Игорь ПОЖАРНИЦКИЙ, слесарь-инструментальщик Владимир БЕССЧАСТНЫЙ и многие другие работают на терминале с самого начала.
С ростом объёмов перевалки растёт и заработная плата сотрудников. Организация труда поставлена так, что каждый из нас на своём рабочем месте заинтересован в том, чтобы увеличивались объёмы перевалки. Это нам по силам. С праздником!
Искренне поздравляю весь коллектив с 15-летием предприятия!
Желаю крепкого здоровья, оптимизма, семейного благополучия.
Наш учредитель Алексей Иванович ВОРОТНИКОВ прислал поздравительную телеграмму, в которой поздравляет весь коллектив Восточно-Уральского терминала с этим прекрасным событием, желает здоровья, уверенности в завтрашнем дне и не сбрасывать набранных предприятием оборотов, а только увеличивать.
Владимир ПАНТЮХОВ